При прочих равных условиях мои рассуждения на тему платного среднего и высшего образования.
Вольное вступление:
Конечно же, наш воспаленный социализмом мозг отказывается воспринимать идею, что знания не должны на протяжении одиннадцати лет запихиваться в рот и в задницу. Причем бесплатно. Причем при полном нежелании того, кому эти знания поступают. Я не уверен, насколько обучение русской классике укуренных подростков, приползающих в школу отсыпаться, сильно повышает общий уровень образования?
При этом могу заметить, что нынешняя модель обучения выглядит бесплатной только во снах тех, кто ее так себе помнит. Поток знаний в современных школах настолько бессмысленен и беспощаден, что обойтись без внеклассных репетиторов практически невозможно. После чего, пулей вылетев из школы во взрослую жизнь, невозможно обойтись без курсов подготовки к институту, потому что оказывается, что школа не дала и сотой доли нужного объема информации. Ну а уж после этого, выпустившись из института, наконец выясняется, что половина ваших знаний устарела, а второй вы не в состоянии воспользоваться.
Ключевой момент современного образования заключается в динамическом балансе между специализацией, жизненно необходимой в условиях непрерывно пополняющихся знаний и пониманием смежных научных сфер.
Поясню ряд ключевых позиций:
1. Что следовало бы сделать:
За последние 50 лет объем человеческих знаний об окружающем мире и протекающих в нем процессах вырос ровно в два раза против изначального. За 30 лет было совершено открытий больше, чем за всю предыдущую историю цивилизации и науки. Подобный объем информации уже невозможно систематизировать, проработать и вбить в чахлые мозги учеников средних школ в рамках существующей системы обучения. Необходима большая специализация, начинающаяся приблизительно с 6 класса средней школы, когда ученик уже приходит в сознание и становится способен мыслить о собственном будущем.
Данный этап чрезвычайно важен, ибо именно в этот период обучения существует возможность создать базу для появления новых ученых, космонавтов и специалистов редких профессий, возможность появления которых в обычных условиях сильно ограничена. Человек в этом возрасте не подконтролен общественному мнению, политическим реалиям, меркантильным суждениям и даже, во многом, мнению родителей. В будущем может оказаться, что смешно выбранная в детстве профессия космонавта или летчика не только могла бы стать реальностью, но и, будучи реализованной, решить все последующие «взрослые» проблемы, вроде материального благосостояния или социального статуса. А также удовлетворить одну из самых важных потребностей в жизни человека — потребность в самовыражении и удовлетворении от результатов своего труда. Однако в подавляющем большинстве случаев шанс, доступный нам 10 лет назад, оказывается упущенным безвозвратно, а выбор остается только между профессией офисного работника и профессией офисного работника, поголовье которых уже сейчас начинает пугать. Не удивительно, что такая работа не может удовлетворить не только доминирующие в современном обществе финансовые потребности, но и духовные, которые в случае, когда человек занимается индивидуально подходящей для него работой, порой оказываются даже важнее денег.
Проще говоря, базу для будущей работы, которой человек согласен заниматься, не обращая внимания на ее гипотетические побочные результаты (как положительные, так и отрицательные), следует создавать еще в ранней юности. К тому же, при таком подходе гораздо проще, возникни подобная необходимость, сменить профессиональную ориентацию, нежели по прошествии 16 обучения в школе и институте, так как в данном случае потерянными окажутся лишь несколько лет начальной предспециализации, а не все 16, как это есть сейчас.
2. Как это следовало бы сделать.
Думаю, очевидно, что школа не может и, что важно, не должна создавать условия специализации самостоятельно. Необходимые маяки для движения в океане информации могут создавать только высшие учебные заведения, ввиду обширных возможностей по увеличению, систематизации и гибкому изменению своей научной базы. Организовать подготовительный процесс для более детального изучения какой-либо сферы знаний не слишком сложно, и это уже происходит во многих школах с углубленным изучением тех или иных предметов. Именно институты должны следить за получением будущими студентами более специфической и точной информации по выбранной ими специальности. Разумеется, подобные курсы гораздо проще устраивать на базе средних школ, нежели на свободной территории. Смысл моих здесь рассуждений в том, что начинать подобное обучение следует задолго до окончания человеком средней школы.
Тут следует пояснить, почему именно школы не имеют права создавать внутри себя и своими силами классы специализации. В современной системе обучения, как мы выяснили, обоснованное сужение области знаний отдельного человека неизбежно. Но при этом, чрезмерная специализация непременно приведет к деградации специалистов и полному коллапсу всей системы образования как таковой. Задачей школ по-прежнему должно быть расширение кругозора и воспитание из ученика «горизонтального специалиста», способного взаимодействовать не только с представителями его специальности, но и с представителями широкого круга граничных областей знаний. Только в этом случае существует возможность интеграции научных, технических и общественных сфер, которые в современных условиях приобретают тенденцию ко все большей замкнутости на самих себя.
Приведу пример: в далеком прошлом нашим предкам удавалось достичь настолько высокого качества сельскохозяйственных и бытовых изделий, что, зачастую, их внешний вид доходил до нашего времени без каких либо существенных изменений. Ножницы и колесо приобрели свой идеальный по своим смысловым и визуальным характеристикам вид исключительно благодаря сотрудничеству представителей таких разных профессий, как изобретатель, плотник, кузнец, брадобрей, крестьянин и извозчик.
Если бы колесу суждено было быть изобретенным в наше время, когда заказчик, изобретатель и производитель не способны понять друг друга в силу нежелания выходить за рамки своей специализации, у колеса были бы все шансы оказаться треугольным, а под давлением отдела маркетинга — еще и покрашенным в розовый цвет, с нанесением страз в самых неожиданных для колеса местах.
На этом примере видно, что чрезмерная специализация и неспособность понимания своих коллег из смежных областей науки может приводить к весьма курьезным ситуациям. Но подобный разрыв между профессиями может привести и более серьезным последствиям. Мы уже имеем не предназначенные для езды автомобили, вредные для здоровья пищевые добавки, калечащие людей протезы, обувь, вызывающую плоскостопие и другие болезни ног и позвоночника. А за примерами самоубийств из-за неспособности большинства людей осознать принцип действия адронного коллайдера и вовсе далеко ходить не надо. Все это происходит из-за того, что ученый в нынешних условиях не способен понять проблем товаропроизводителя, а товаропроизводитель даже приблизительно не может представить, что нужно конечному потребителю его товаров.
Именно на ликвидацию подобной разобщенности различных профессий и должна работать средняя школа, в то время как сотрудничающий с ней ВУЗ должен заниматься повышением уровня знаний по отдельным направлениям. А после поступления в институт, где уже теперь студенту предлагается дальнейшее пополнение его специализированных знаний, задачу по межпрофессиональной интеграции должны взять на себя межвузовские научные проекты, семинары и конференции, встречи с группами потребителей и производителей, а также совместные исследования студентов различных специальностей.
3. Как это может выглядеть:
Как видно из вышеприведенной схемы, система эффективно ликвидирует разрывы между этапами обучения в школе и ВУЗе, а также последующим этапом трудоустройства и позволяет избежать выпуска специалистов, непригодных к дальнейшей работе из-за невостребованности специальности на рынке труда или желания и одновременной невозможности эту специальность сменить. При этом, в вышеприведенной системе все занятия, кроме часов общей программы, целесообразно делать платными.
4. Что есть сейчас:
На сегодняшний день, с учетом принятия Думой законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», всякий учащийся вынужден будет столкнуться с тем, что ему придется заниматься собственной специализацией основываясь не на полученных общих знаниях, а на мнениях, желаниях и предрассудках предыдущих поколений, окружения, родителей, учителей и общества в целом. При таком подходе воспитание кого-либо, помимо менеджеров младшего звена представляется мне более чем туманным. Проще говоря, не имея представления о своих возможностях, подросток вынужден будет выбирать (или это сделают за него) профессиональный путь из списка доступных ему примеров (карьеры родственников и знакомых семьи), которые с большой вероятность окажутся для него тупиковыми. Подобный подход в среднесрочной перспективе скорее всего приведет к тому, что обучение необходимым, но редким специальностям уступит место массовому обучению специальностям традиционным, но бессмысленным и бесполезным.
За неимением почтового адреса Спортлото, направляю это послание в адрес президента Российской Федерации.
— Вот отсюда: https://www.facebook.com/okuchinov/posts/4168868109845965 Следуя безупречной логике автора, предлагающего лепить на окружающих его людей подобную…
Окружающая обстановка как бы говорит, что лучше сегодня сидеть дома.
Со дна «службы безопасности банка» постучались.
Основная проблема гендерной нейтральности мне видится в том, что решительно непонятно, куда следует слать говорящего…