Что сказать, налажали конечно Bioware с концовкой, налажали.
Трудность выбора «крестик — трусы» вылилась в попытку компромисса между балластом сюжетных веток из предыдущих частей и стремной метафизикой под занавес с выбором цветов лучей добра в финальном ролике.
Существовавшая оригинальная карпишинская концовка была слита в унитаз, по всей видимости, по причине своей кондовости и квасно-патриотичности (отличительная черта всей серии вообще и книг Карпишина в отдельности), хотя уж она-то, вероятнее всего, удовлетворила бы потребности всех задротов игроков разом: и желающих обмазаться розовыми соплями с головы до ног и поиграть в виртуальные спаривания, и любителей трагизма и жертвенности во имя светлого будущего, а для реализации новой версии финала (хотя будем точны — семи финалов, но одинаковых) пришлось обрубить половину сюжетных линий и выдать взамен нечто, до правильного уровня дзен не дотягивающего и повода пофилософствовать не дающего — получилось как в последней книжке про Гарри Поттера: количество трупов возросло в прогрессии, а вот количество смысла вообще где-то по дороге затерялось.
Что же касается качества игры с внесюжетной точки зрения, то его оценивать попросту бессмысленно — без сюжета Масс Эффект слили бы в унитаз еще с первой части. Тем не менее, двух лет на разработку нормальной последней части явно не хватило.