6o ↗( ° ) ∩r$∟⌠


Долгое время я никак не мог понять, почему так не люблю общаться с американцами и иными представителями авангарда сытого человечества. Сначала я грешил на собственную дремучесть, потом на латентный патриотизм и неприятие чужой культуры. Потом, когда патриотизм определенно перестал мною котироваться, я понял, что дело действительно было и есть в чужеродной культуре, но определенно не так просто, как казалось поначалу.

Вся проблема, на мой взгляд, заключается в том, что я, как и многие, заставшие в живых советскую методику обучения, очень не люблю воспринимать и передавать информацию в виде пиктограмм, как это делают, например, те же американцы, у которых традиция и методика передачи информации посредством письма или речи давно трансформировалась в картинки и неэлегантные графические символы (под «неэлегантными» в данном случае понимаются такие изображения, которые позволяют включить в себя неустановленное количество смысла и предустановок без изменения своего внешнего вида). Минус здесь даже не в том, что это альтернативный метод, вероятно недоступный для тех, кто не хочет или не может в силу физической неполноценности передавать свои мысли с помощью графически перенасыщенных данных, но и в том, что такие данные не оставляют никакого поля для логического мышления.

В угоду нежеланию думать, потребность решения простейших логических задач, необходимых для трансформации элегантно, то есть без усложнений, поданной информации (с помощью тех же букв, например) заменяется на графику, предполагающую прямую передачу конкретного действия сразу в мозговой интерпретатор, минуя всю мыслительную активность. По сути, замена привычных нам систем коммуникации на графическую представляет из себя не более чем выработку условных рефлексов у обезьяны, вроде ожидания банана за нажатие синей кнопки и удара электрическим током за нажатие красной. Классический тому пример — старые и новые таблички обозначения выходов:

Из вышеприведенной иллюстрации хорошо видно, что табличка ↖ (то есть «слева». Не правда ли, так проще для восприятия?) состоит из всего лишь 5 букв, не имеющих по отдельности никакого глубинного смысла, которые при небольшом умозаключении легко трансформируются в информацию о расположении выхода. На второй табличке помимо уже имеющейся надписи EXIT добавлено изображение вылетающего в дверь гомункулуса. Оное по замыслу создателя предполагало, я думаю, иллюстрировать экспрессию, с которой человек должен вылететь в дверь, если позади него начнет обваливаться потолок. Помимо общей туманности образа, потребовавшего дополнительной надписи мелким шрифтом, который скорее всего затруднит читаемость настолько, что позволит падающему потолку нагнать случайного читателя, сама эта иллюстрация может оказаться совершенно бесполезной, если дверь будет открываться не с той стороны, в которую протянул руку нарисованный человечек. Когда вам срочно необходимо покинуть здание, следует, я полагаю, все же обращать внимание на расположение ручки на двери, а не рассчитывать на достоверность пиктограмм.

Разумеется, кроме несознательной неприязни к тому, что нас считают тупыми обезьянами, не способными к логически обоснованным действиям, есть и другие причины считать, что подобный подход к общению является очевидно тупиковым.

Приведу пространный и образный пример:
На секретной военной базе Y, как и на всякой порядочной военной базе, существует система эвакуации, управляемая рубильником А. Помимо этого, в непосредственной близости с этим рубильником наличествует рубильник Б, управляющий запуском ядерных ракет. Данная конструкция по всей видимости явилась плодом труда очень плохого и не до конца трезвого проектировщика, но не о нем сейчас речь.

Как управляющий базы вы в данном случае имеете много не до конца надежных, но правильных способов передачи информации и один фатальный: первый способ — повесить одну табличку с надписью «рубильник слева вас спасет, рубильник справа вас прикончит». И все будет хорошо до тех пор, пока вы не примете на работу сотрудника, который путает «лево» и «право».
Второй способ — покрасить рубильники в два разных цвета и повесить над ними табличку «Зеленый рубильник — спасение, красный — немедленная смерть». И эта система также будет вполне надежна, но только до тех пор, пока ею не попытается воспользоваться дальтоник.
Есть третий способ — повесить над каждым рубильником табличку с пояснением того, для чего он предназначен. Это, пусть и усложненная, но гарантирующая безопасность система. Правда ровно до тех пор, пока кто-нибудь не перепутает местами сами таблички.
И, наконец, есть способ номер 4, самый неочевидный, а потому самый популярный на сегодняшний день: мы видим, что все три предыдущих способа имеют недостатки, поэтому мы учитываем их все, красим рубильники в разные цвета, проводим маркетинговое исследование на тему того, что ассоциируется у большинства людей со спасением, а что с катастрофами, выясняем, что это «Красный крест» и «Поваленное дерево» соответственно. Получив подобные сведения, мы рисуем под зеленым рубильником красный крест, рисуем улыбающихся человечков, рисуем траву и лестницу к выходу, рисуем под красным рубильником поваленное дерево, рисуем летящую ракету, рисуем спасательный вертолет и разрушенные небоскребы. Нарисовав все это, мы добиваемся абсолютной недоступности информации, которую мы изначально собирались донести, на чем с радостью и успокаиваемся.

Разумеется, в данном конкретном случае полностью правильным решением задачи был бы найм другого инженера, который перенес бы систему управления ядерными ракетами в место, недоступное для посторонних.

«Но с чего бы мне возражать?» — спросите вы. Конечно, эту систему придумали себе какие-то там американцы, какое отношение это имеет к нам? «Самое прямое» — отвечу я вам. Результаты подобных бессмысленных усложнений мы видим повсеместно, не в последнюю очередь и в интернете. Все вы, я думаю, могли заметить, что в угоду «креативности» простой принцип размещения информации «от левого верхнего угла к правому нижнему» давно утратил свою популярность. В современном дизайне приветствуется неочевидное размещение (снизу, справа, вверх тормашками), что хорошо, если дизайнер хотел заставить своего зрителя остановиться и задуматься над каким-либо образом и плохо, если дизайнеру всего лишь заказали сверстать форму государственного бланка. Размещенная подобным образом информация, в силу необходимости все-таки быть понятой, влечет за собой тенденцию к неконтролируемому укрупнению и расширению. Мне уже неоднократно встречались регистрационные формы с гигантскими полями и кнопками, на которые можно нажимать не только что мышкой, но и всей головой.

Классическим примером такого непомерного графического усложнения в сфере документации может служить введенный в прошлом году Сбербанком бланк «Заявления физического лица на перевод денежных средств». Из обычного вида квитанции этот бланк превратился в монстра формата А4 с клеточками и графами широкими, однако, по-прежнему неудобными для заполнения, в то время, как самым правильным действием было бы не рисование клеточек для очередного БИК или КПП, а перевод всех этих невероятных аббревиатур на какой-нибудь человеческий язык.

Что нам стоит от всего этого ожидать? Да, на сегодня всё новые поколения, с появлениями широких экранов и новых методов взаимодействия с компьютерами, постепенно утрачивают способность воспринимать текстовую информацию и начинают мыслить законченными картинками. У нас появились айпады, ориентированные на оперирование исключительно графикой (даже при чтении книг, как это не смешно), айфоны, предлагающие новые способы манипулирования информацией практически без использования текстовых данных. Пиктограммы в современных интерфейсах, размер которых когда-то был традиционно не больше 12 пикселей во все стороны, сегодня уже рисуются с разрешением, превышающим даже разрешение некоторых старых экранов. И это, принимая во внимание наш скачок в области визуализации собственных мыслей, можно признать правильной и логичной тенденцией, но это же может быть и очень плохо, если нам всем доведется оказаться в ситуации, когда графическая передача информации вдруг по какой-то причине окажется невозможной, и нам заново придется изобретать письменность, что с нынешней популярностью дебатов и процессом учета мнений всех заинтересованных сторон, может оказаться и вовсе невозможным.

P.s.: к тому же, лично я буду совершенно не в восторге, если мне со временем придется не только видеть повсеместно, но и воспринимать изображения, подобные тем, что вы можете наблюдать в заголовке этой статьи (если кто вдруг не понял, там я попытался изобразить фразу «Go fuck yourself»).


Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии